Учитель математики МОУ "Гимназия 2" Зверева Светлана Владимировна
10 класс
Приложение темы "Преобразование графиков функций" для решения задач.
Цель: Формирование умений и навыков применения преобразования графиков функций для решения задач.
Задачи: Систематизировать знания по теме: "Преобразование графиков функций", сформировать умения и навыки применять преобразование графиков для решения неравенств и систем уравнений.
Оборудование: Компьютер на столе учителя с проектором, экраном.
Программное обеспечение: Обучающая программа: "Преобразование графиков функций"(Delphi). Демонстрационная программа: "Поэтапное решение некоторых систем уравнений и неравенств графическим способом"(Macromedia Flash 5.0).
Ход урока:
Даны функции: f(x,y)=|y|+3|x|-3 и q(x,y,a)=y
Требуется вычислить: а). При каком наименьшем значении параметра а система уравнений f(x,y)=0 и q(x,y,a)=0 имеет 4 различных значения; б) При этом параметре а найти площадь фигуры, координаты (x,y) всех точек которой удовлетворяют неравенству f(x,y)/q(x,y,a)<=0.
Решение данной системы аналитическим способом достаточно затруднено по времени. Применим преобразование графиков функций к решению данной задачи.
Беседа с учащимися. Рассмотрим:
1) y=f(x)+a
Параллельный перенос по оси Oy на a единицы: вверх, если a>0, вниз, если a<0.
2) y=f(x+b)
Параллельный перенос по оси Ox на b единиц: вправо, если b<0; влево, если b>0.
3) y=kf(x) Растяжение по оси Oy в k раз, если k<0 то еще и симметрия относительно оси Ox.
4) y=f(kx) Сжатие по оси Ox в k раз, если k<0 то еще и симметрия относительно оси Oy.
5) y=|f(x)| точки для которых y>0остаются на месте, а для которых y<0 подвергаются симметрии относительно оси Ox.
6) y=f(|x|) точки для которых x<0 исчезают, а точки для которых x>0 остаются и дают симметрию относительно оси Oy.
7) График уравнения |y|=f(x) получается из графика функции y=f(x), где точки для которых y>0 остаются и дают симметрию относительно оси Ox.
8) Контрольные задания
Прежде, чем перейти к решению предложенного ранее примера, построим график уравнения |x|+|y|=1 и рассмотрим тестовое задание |x-3|+|y-2|<=1 (проверка решения осуществляется с помощью программы, позволяющей увидеть все стадии решения в динамике).
Подробнее рассмотрим решение приведенного выше задания.
Прежде всего, определим графики уравнений. Графиком уравнения f(x,y)=|y|+3|x|-3 является ромб. Графиком уравнения q(x,y,a)=y2+(x-a)(x+a) является окружность. Ровно четыре точки касания этих графиков могут быть лишь в том случае, если окружность описана вокруг ромба или вписана в него. Первый вариант отпадает, так как диагонали ромба не равны и описанной вокруг такого ромба окружности не существует. Следовательно, эта окружность - вписанная, что подтверждается равенством сумм его противоположных сторон. Далее, найдем площадь треугольника АВО, где точка А имеет координаты (0;3), а точка В - (1;0): SABO=0,5*1*3=3/2.
Далее найдем гипотенузу АВ по теореме Пифагора:
Но площадь можно выразить и по формуле
AB=1/2(AB)a. Если подставить S и АВ то получаем уравнение с одним неизвестным, корнем которого будет, то есть а.
Чтобы ответить на второй вопрос, нужно определиться со знаком дроби f(x,y)/q(x,y,a). Данная дробь будет меньше нуля, когда числитель и знаменатель будут иметь разные знаки. Так как точки, лежащие в ромбе имеют отрицательный знак, а лежащие вне круга - положительный знак, то искомая площадь будет ограничена ромбом и кругом. Чтобы найти ее площадь, нужно из площади ромба вычесть площадь круга, то есть S=(60-9)/10
В качестве закрепления учащимся можно предложить решить следующую задачу:
Пусть (x
0, y0) решение системы уравнений, найти y0 - x0. Программа позволяет проследить поэтапное построение графиков функций, увидеть закономерность получения графика уравнения из уже известных элементарных функций.Рассмотренные примеры продемонстрировали преимущество приложения преобразования графиков к решению задач. Графический способ является наболее эффективным при решении некоторых неравенств и систем уравнений, что позволяет экономить время при решении.
Применение компьютера при решении задач, связанных с использованием преобразования графиков функций, позволяет наглядно увидеть все этапы решения в динамике, значительно экономит время, затраченное на разбор заданий